Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
«Ребенок-инвалид»
К данной категории относят детей до 18 лет, имеющих ограничение
жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате
нарушения работы организма по причине патологии.
Источник: https://proinvalid.ru/informatsiya/rebenok-invalid#i
К категории «Ребёнок-инвалид» относят детей до 18 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате нарушения работы организма по причине патологии.
Понятия
«Ребенок-инвалид»
К данной категории относят детей до 18 лет, имеющих ограничение
жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате
нарушения работы организма по причине патологии.
Источник: https://proinvalid.ru/informatsiya/rebenok-invalid#i
К обучающимся с ограниченными здоровья относят глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, сложными дефектами, умственной отсталостью.
Специальные условиях в МБОУ «СОШ № 22» для обучения инвалидов и обучающихся с ОВЗ создаются на основании Федеральных, региональных нормативных документов в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Перечень
специальных индивидуальных условий устанавливает психолого-медико-педагогическая
комиссия (ПМПК). Она выдает заключение, в котором рекомендует ребенку
специалистов сопровождения, образовательную программу, форму и условия
обучения.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Во всех учебных кабинета устранены информационные и коммуникативные барьеры, созданы комфортные условия для обучения.
Цель кабинета —
устранение информационных и коммуникативных барьеров, создание
комфортных условий для погружения детей с ОВЗ в школьную жизнь.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/osnashchenie-kabineta-dlya-inklyuzivnogo-obrazovaniya/
Цель кабинета —
устранение информационных и коммуникативных барьеров, создание
комфортных условий для погружения детей с ОВЗ в школьную жизнь.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/osnashchenie-kabineta-dlya-inklyuzivnogo-obrazovaniya/
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Кабинет технологии оборудован с учетом специальной коррекционно-развивающей среды,
обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Ширина пешеходного пути к спортивным сооружениям не менее 2 м – это позволит разъехаться инвалидам на креслах-колясках при встречном движении.
Спортивные площадки и сооружения обеспечены беспрепятственными дополнительными входами (заездом), с учетом требований по созданию условий для маломобильных обучающихся
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МАОУ "СОШ № 22" является инновационной региональной площадкой по направлению инклюзивного образования «Образовательная модель «Ресурсный класс» для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, с использованием АВА-терапии"
http://chuchkalova.22miass.uralschool.ru/
Для обучающегося с ОВЗ: умственная отсталость (легкой
степени) используются следующие средства обучения и воспитания, которые реализуются через учебную, внеурочную деятельность и дополнительное образование:
Для обучающегося все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. Настроение ребенка, его психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.Используемые методы:
· Индивидуально - дифференцированный метод
· Словесный метод
· Объяснение
· Беседа
· Объяснительно-иллюстративный метод
· Репродуктивный метод
· Практический метод
· Наглядный метод
· Демонстрационный метод
· Метод рефлексии (эмоциональное состояние)
· Игровой метод
· Обучающие интерактивные игры
· Дидактические игры
· Сюжетно-ролевые игры
Приемы обучения– это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. Для активизации деятельности используются следующие активные приёмы обучения:
· Поэтапное формирование умственных действий.
· Выделение существенных признаков изучаемых явлений(умение анализировать, выделять главное в материале).
· Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.
· Создание доброжелательной атмосферы на уроке.
· Авансирование успеха.Использование сюрпризных моментов. Использование наглядности и зрительных стимулов(с одной стороны на карточке изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).
· Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке.
· Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазамииспользуется для развития слухового восприятия, внимания и памяти.
Средства обучения:
· Печатные - раздаточный материал (алгоритмы, схемы, картинки, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др., использование сигнальных карточек при выполнении заданий.).
· Технические (компьютер) - тренажёры, алгоритмы и обучающие программы.
· Аудио - экранно-звуковые - видео фрагменты; звуковые - записи голосов птиц, млекопитающих, шума леса, прибоя.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В МБОУ «СОШ № 22» созданы условия для детей-инвалидов, передвигающихся на коляске, инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения умственного развития.
Объект (здание) школы по ул. 8 Марта,131 оборудован:
Для инвалидов-колясочников и маломобильных групп населения:
Ширину пешеходного пути не менее 2 м – это позволяет разъехаться инвалидам на креслах-колясках при встречном движении.
Доступный подъезд автомобиля к подъемнику для инвалидной коляски;
Вход в здание – подъемником для инвалидной коляски;
Пути передвижения внутри здания – лестницы оборудованы подъёмниками;
Лестницы оборудованы дополнительными пристенными поручнями
Санитарно-гигиенические помещения - туалетная комната для инвалидов оборудована на 2 этаже специальными приспособлениями для мобильных групп населения.
Для инвалидов с нарушениями зрения:
Зона входа хорошо освещена в темное время суток
Вход в здание – высота ступеней соответствует нормам, у дверей автоматический привод фиксации;
Имеется контрастная маркировка лестниц.
Доступность санузлов
Для детей инвалидов-колясочников оборудован отдельный туалет. Габариты санузлов позволяют развернуться на коляске: диаметр свободного пространства – 1,4 м; ширина двери в кабину – от 90 см, свободное пространство сбоку от унитаза – от 80 см, высота унитаза – до 45 см. Установлены по одному поручню справа и слева от унитаза, есть кнопка экстренного вызова персонала, кнопки открывания замков снаружи.
Умывальные раковины размещены на высоте 0,5 м от пола для учеников начальной школы, 0,7–0,8 м – основной и средней школы.
Нижний край зеркала, электрополотенца и держателя туалетной
бумаги находится не выше 0,8 м от пола, а вешалки – 1,3 м от пола. Двери туалетных
кабин открываются наружу и не имеет внешних запоров.
Установлены стационарные и откидные опорные поручни, откидные сиденья.
При входе на стене установлена вывеска с названием организации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне
Яркая контрастная маркировка, на дверях с прозрачными полотнами.
Специальные условия питания
В обеденном зале проходы между рядами столов – не менее 1 м. В зоне питания достаточно места, чтобы ребенок на коляске или костылях свободно перемещался.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе имеется свободный доступ детей ОВЗ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обучение детей с ОВЗ осуществляется на основании методических рекомендаций по вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Используются образовательные платформы: