МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22» улица 8 Марта, д. 131, Миасс Челябинской области, 456317 Тел. (3513) 55-80-88. E-mail: s22miass@mail.ru ОГРН 1057407005314, ИНН/КПП 7415044819/741501001 15 декабря 2015 г. Утверждаю: Директор МБОУ «СОШ № 22» ___________________ А.В.Самарин . ПОЛОЖЕНИЕ об инклюзивном образовании детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «СОШ № 22» 1. Общие положения 1. Настоящее Положение определяет порядок реализации образовательных программ для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №22». 2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» (п 27 статья 2, ч.4, 5 ст. 79, ч.3 ст. 55), Федеральными законами от 03.05.2012г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 3. Под инклюзивным образованием в настоящем Положении понимается обучение в совместной образовательной среде детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений. Инклюзивное образование детей-инвалидов может реализовываться через следующие модели: 1) полная инклюзия - дети-инвалиды посещают общеобразовательное учреждение наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.; 2) частичная инклюзия - дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам, количество часов и предметы которых рекомендует психолого-медикопедагогической комиссии по включению детей-инвалидов в инклюзивное и (или) дистанционное образование по согласованию с родителями (законными представителями). Также дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др., если это не противоречит рекомендациям психологомедико-педагогической комиссии; 3) внеурочная инклюзия - дети-инвалиды (инвалиды) обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. в общеобразовательном учреждении по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии и по согласованию с родителями (законными представителями). 4. Цель инклюзивного образования – обеспечение доступа к качественному образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. 5. Задачи инклюзивного образования: - создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в МБОУ «СОШ № 22» с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития; - освоение обучающимися образовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом; - формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья. 6. В МБОУ «СОШ № 22» организуется инклюзивное обучение для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. 2. Организация инклюзивного образования 7. Прием в МБОУ «СОШ № 22» детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на совместное обучение с нормально развивающимися сверстниками осуществляется на общих основаниях. 8. Обучающиеся переходят на инклюзивное образование на любой ступени общего образования (начального общего, основного общего и среднего общего) по заявлению родителей (законных представителей) на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии и оформляется приказом директора школы. 9. Наполняемость класса инклюзивного образования составляет не более 25 человек, количество детей с ограниченными возможностями здоровья в классе инклюзивного образования не должно превышать 4 человек. 10. Содержание общего образования и условия организации обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Право распределения часов по учебным дисциплинам предоставлено общеобразовательному учреждению, при этом следует учитывать индивидуальные психофизические особенности, интересы детей- инвалидов, рекомендации ПМПК (если они имеются). При изменении состояния здоровья обучающихся возможны изменения индивидуального учебного плана в соответствии с рекомендациями комиссии и по согласованию с родителями (законными представителями). 11. Контроль за своевременным проведением занятий, за выполнением учебных программ осуществляет общеобразовательное учреждение. 12. Ответственность за жизнь и здоровье детей-инвалидов в пути следования к общеобразовательному учреждению и обратно несут родители (законные представители). 13. Ответственность за жизнь и здоровье детей-инвалидов в общеобразовательном учреждении несет учреждение. 14. В МБОУ «СОШ № 22», осуществляющем образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, создаются специальные условия для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание организации и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 15. Организация и проведение медицинских и оздоровительных мероприятий осуществляется медицинским работником МБУЗ «ГБ № 2». 3. Образовательный процесс и государственная (итоговая) аттестация. 16. Образовательный процесс в классах инклюзивного обучения осуществляется в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней общего образования. I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года); II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет); III ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года). 17. Расписание занятий в инклюзивных классах составляется с учетом повышенной утомляемости обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 18. Содержание образовательного процесса в инклюзивных классах определяется программами для общеобразовательных классов, утвержденными Министерством образования и науки РФ, типовым базисным учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно, а также индивидуальным учебным планом для ребенка с особыми образовательными потребностями. 19. Для составления учебного плана на текущий учебный год с целью организации обучения детей с ОВЗ в инклюзивной форме используется базисный учебный план. 20. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями разрабатывается и утверждается на основе базисного учебного плана, рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида, с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка с особыми образовательными потребностями. 21. При разработке индивидуального учебного плана для ребенка с особыми образовательными потребностями в него включаются: необходимость полного или частичного присутствия тьютора в образовательном процессе; организация индивидуального щадящего режима (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели и др.); организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с особыми образовательными потребностями по учебникам для специальных (коррекционных) школ или по учебникам общеобразовательных школ; организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и предметной направленности; организация обязательных дополнительных внешкольных и внеклассных коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом и другими специалистами. 22. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями может разрабатываться на учебный год, либо на полгода, либо на каждую четверть. ПМПК вправе в любое время вносить в индивидуальный учебный план изменения по ходатайству педагогов, родителей (законных представителей), членов ПМПК. 23. Обучение детей с ОВЗ может осуществляться как по общеобразовательным, так и по адаптированным программам при наличии рекомендации ПМПК. 24.Обучение детей в инклюзивных классах организуется по учебникам, соответствующим программе обучения. Решение по этому вопросу принимает учитель, согласовывая его с методическим объединением и администрацией МБОУ «СОШ № 22». 25.Оценка знаний детей в классах инклюзивного обучения осуществляется в соответствии с образовательной программой, а также с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. 26. Промежуточная аттестация, перевод в следующий класс, государственная (итоговая) аттестация выпускников 9, 11 (12) классов, обучающихся инклюзивно, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, положением общеобразовательного учреждения и другими соответствующими нормативными актами федерального, регионального и муниципального уровня.. 27. Решение об итоговой аттестации детей с ОВЗ принимает педагогический совет МБОУ «СОШ № 22». 28. Выпускники 9, 11 (12) класса, обучавшиеся в инклюзивных классах, успешно освоившие курс основной и средней школы, получают документ государственного образца о получении основного общего или среднего общего образования. 4.Обязательная документация по организации инклюзивного образования 29. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии по включению детей-инвалидов в инклюзивное образование, в котором должно быть прописано: 1) рекомендуемая учебная нагрузка на учащегося (количество дней в неделю, часов в день); 2) оборудование технических условий (при необходимости); 3) сопровождение и (или) присутствие родителей (законных представителей) во время учебного процесса (при необходимости); 4) возможность получения дополнительного образования; 5) организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося указанием специалистов и допустимой нагрузки (количество часов в неделю). с 30. Заявление родителей с обязательным указанием цели инклюзивного образования для их ребенка, часов аудиторной учебной нагрузки, дополнительного образования, психолого-педагогического сопровождения в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии 31. Приказ общеобразовательного учреждения об организации инклюзивного образования для ребенка-инвалида (инвалидов), в котором должна быть указана аудиторная учебная нагрузка на обучающегося инклюзивно, сопровождение и (или) присутствие родителей (законных представителей) во время учебного процесса (при необходимости), часы дополнительного образования (если оно рекомендовано психолого-медико-педагогической комиссией, организация психолого-педагогического сопровождения, а также возложение ответственности за жизнь и здоровье обучающегося на педагогических и (или) административных работников общеобразовательного учреждения. 32. Индивидуальный учебный план ребенка-инвалида с полной учебной нагрузкой (с учетом индивидуального обучения на дому, инклюзивного образования, дистанционного образования (при наличии) в соответствии с прилагаемой формой. 33. План воспитательной работы учреждения, который должен включать в себя мероприятия, связанные с просветительской деятельностью, направленные на воспитание у учащихся, педагогов и родителей гуманного отношения к инвалидам; проведение мониторинговых исследований, опросов, анкетирования с целью изучения общественного мнения по вопросам инклюзивного образования и др. 5. Кадровое обеспечение образовательного процесса 34. Для работы в системе инклюзивного образования отбираются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании, а также педагоги, прошедшие специальную курсовую подготовку Специалисты должны знать основы специальной психологии и коррекционной педагогики, приемы коррекционной учебно-воспитательной работы, требующей в обязательном порядке реализации дидактических принципов индивидуального и дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и практического характера обучения.