Об инклюзивном образовании детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ СОШ 22 (1)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22»

улица 8 Марта, д. 131, Миасс Челябинской области, 456317 Тел. (3513) 55-80-88. E-mail: s22miass@mail.ru
ОГРН 1057407005314, ИНН/КПП 7415044819/741501001

15 декабря 2015 г.

Утверждаю:
Директор МБОУ «СОШ № 22»
___________________ А.В.Самарин

.

ПОЛОЖЕНИЕ
об инклюзивном образовании детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья в МБОУ «СОШ № 22»
1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок реализации образовательных программ для
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа
№22».
2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Законом РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» (п 27 статья 2,
ч.4, 5 ст. 79, ч.3 ст. 55), Федеральными законами от 03.05.2012г. № 46-ФЗ «О ратификации
Конвенции о правах инвалидов», приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
3. Под инклюзивным образованием в настоящем Положении понимается обучение в
совместной образовательной среде детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, посредством
обеспечения детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья
условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования
для детей, не имеющих таковых ограничений.
Инклюзивное образование детей-инвалидов может реализовываться через следующие
модели:
1) полная инклюзия - дети-инвалиды посещают общеобразовательное учреждение
наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам,
которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут
посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.;
2) частичная инклюзия - дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с
посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным
учебным планам, количество часов и предметы которых рекомендует психолого-медикопедагогической комиссии по включению детей-инвалидов в инклюзивное и (или)
дистанционное
образование
по
согласованию
с
родителями
(законными
представителями). Также дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы, внеклассные

общешкольные мероприятия и др., если это не противоречит рекомендациям психологомедико-педагогической комиссии;
3) внеурочная инклюзия - дети-инвалиды (инвалиды) обучаются только на дому и
посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. в
общеобразовательном учреждении по рекомендациям психолого-медико-педагогической
комиссии и по согласованию с родителями (законными представителями).
4. Цель инклюзивного образования – обеспечение доступа к качественному образованию
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их
максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
5. Задачи инклюзивного образования:
- создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения обучающихся в МБОУ «СОШ № 22» с целью максимальной коррекции
недостатков их психофизического развития;
- освоение обучающимися образовательных программ в соответствии с государственным
образовательным стандартом;
- формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к
проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. В МБОУ «СОШ № 22» организуется инклюзивное обучение для детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата.
2. Организация инклюзивного образования
7. Прием в МБОУ «СОШ № 22» детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья на совместное обучение с
нормально развивающимися
сверстниками осуществляется на общих основаниях.
8. Обучающиеся переходят на инклюзивное образование на любой ступени общего
образования (начального общего, основного общего и среднего общего) по заявлению
родителей (законных представителей) на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии и оформляется приказом директора школы.
9. Наполняемость класса инклюзивного образования составляет не более 25 человек,
количество детей с ограниченными возможностями здоровья в классе инклюзивного
образования не должно превышать 4 человек.
10. Содержание общего образования и условия организации обучения детей-инвалидов и

детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для детей-инвалидов
также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Право
распределения
часов
по
учебным
дисциплинам
предоставлено
общеобразовательному учреждению, при этом следует учитывать индивидуальные
психофизические особенности, интересы детей- инвалидов, рекомендации ПМПК (если
они имеются). При изменении состояния здоровья обучающихся возможны изменения
индивидуального учебного плана в соответствии с рекомендациями комиссии и по
согласованию с родителями (законными представителями).
11. Контроль за своевременным проведением занятий, за выполнением учебных программ
осуществляет общеобразовательное учреждение.

12. Ответственность за жизнь и здоровье детей-инвалидов в пути следования к
общеобразовательному учреждению и обратно несут родители (законные представители).
13. Ответственность за жизнь и здоровье детей-инвалидов в общеобразовательном
учреждении несет учреждение.
14. В МБОУ «СОШ № 22», осуществляющем образовательную деятельность по
адаптированным образовательным программам начального общего образования,
основного общего образования, среднего общего образования, создаются специальные
условия для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными
возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников,
учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств
обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здание организации и другие условия, без которых невозможно или затруднено
освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья.
15. Организация и проведение медицинских и оздоровительных мероприятий
осуществляется медицинским работником МБУЗ «ГБ № 2».
3. Образовательный процесс и государственная (итоговая) аттестация.
16. Образовательный процесс в классах инклюзивного обучения осуществляется в
соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней общего образования.
I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года);
II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет);
III ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).
17. Расписание занятий в инклюзивных классах составляется с учетом повышенной
утомляемости обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
18. Содержание образовательного процесса в инклюзивных классах определяется
программами для общеобразовательных классов, утвержденными Министерством
образования и науки РФ, типовым базисным учебным планом, годовым календарным
графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным
учреждением самостоятельно, а также индивидуальным учебным планом для ребенка с
особыми образовательными потребностями.
19. Для составления учебного плана на текущий учебный год с целью организации
обучения детей с ОВЗ в инклюзивной форме используется базисный учебный план.
20.
Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными
потребностями разрабатывается и утверждается на основе базисного учебного плана,
рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида, с
обязательным учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка с особыми
образовательными потребностями.
21. При разработке индивидуального учебного плана для ребенка с особыми
образовательными потребностями в него включаются:
 необходимость полного или частичного присутствия тьютора в образовательном
процессе;







организация индивидуального щадящего режима (снижение объема заданий,
дополнительный день отдыха в течение недели и др.);
организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с
особыми образовательными потребностями по учебникам для специальных
(коррекционных) школ или по учебникам общеобразовательных школ;
организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и
предметной направленности;
организация обязательных дополнительных внешкольных и внеклассных
коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом и
другими специалистами.

22. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными
потребностями может разрабатываться на учебный год, либо на полгода, либо на каждую
четверть. ПМПК вправе в любое время вносить в индивидуальный учебный план
изменения по ходатайству педагогов, родителей (законных представителей), членов
ПМПК.
23. Обучение детей с ОВЗ может осуществляться как по общеобразовательным, так и по
адаптированным программам при наличии рекомендации ПМПК.
24.Обучение детей в инклюзивных классах организуется по учебникам, соответствующим
программе обучения. Решение по этому вопросу принимает учитель, согласовывая его с
методическим объединением и администрацией МБОУ «СОШ № 22».
25.Оценка знаний детей в классах инклюзивного обучения осуществляется в соответствии
с образовательной программой, а также с учетом особенностей их психофизического
развития и индивидуальных возможностей.
26. Промежуточная аттестация, перевод в следующий класс, государственная (итоговая)
аттестация выпускников 9, 11 (12) классов, обучающихся инклюзивно, осуществляется в
соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением
об общеобразовательном учреждении, положением общеобразовательного учреждения и
другими соответствующими нормативными актами федерального, регионального и
муниципального уровня..
27. Решение об итоговой аттестации детей с ОВЗ принимает педагогический совет МБОУ
«СОШ № 22».
28. Выпускники 9, 11 (12) класса, обучавшиеся в инклюзивных классах, успешно
освоившие курс основной и средней школы, получают документ государственного
образца о получении основного общего или среднего общего образования.
4.Обязательная документация по организации
инклюзивного образования
29. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии по включению детей-инвалидов
в инклюзивное образование, в котором должно быть прописано:
1) рекомендуемая учебная нагрузка на учащегося (количество дней в неделю, часов в
день);
2) оборудование технических условий (при необходимости);
3) сопровождение и (или) присутствие родителей (законных представителей) во время
учебного процесса (при необходимости);
4) возможность получения дополнительного образования;

5) организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося
указанием специалистов и допустимой нагрузки (количество часов в неделю).

с

30. Заявление родителей с обязательным указанием цели инклюзивного образования для
их ребенка, часов аудиторной учебной нагрузки, дополнительного образования,
психолого-педагогического сопровождения в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии

31. Приказ общеобразовательного учреждения об организации инклюзивного образования
для ребенка-инвалида (инвалидов), в котором должна быть указана аудиторная учебная
нагрузка на обучающегося инклюзивно, сопровождение и (или) присутствие родителей
(законных представителей) во время учебного процесса (при необходимости), часы
дополнительного образования (если оно рекомендовано психолого-медико-педагогической
комиссией, организация психолого-педагогического сопровождения, а также возложение
ответственности за жизнь и здоровье обучающегося на педагогических и (или)
административных работников общеобразовательного учреждения.
32. Индивидуальный учебный план ребенка-инвалида с полной учебной нагрузкой (с
учетом индивидуального обучения на дому, инклюзивного образования, дистанционного
образования (при наличии) в соответствии с прилагаемой формой.
33. План воспитательной работы учреждения, который должен включать в себя
мероприятия, связанные с просветительской деятельностью, направленные на воспитание
у учащихся, педагогов и родителей гуманного отношения к инвалидам; проведение
мониторинговых исследований, опросов, анкетирования с целью изучения общественного
мнения по вопросам инклюзивного образования и др.
5. Кадровое обеспечение образовательного процесса
34. Для работы в системе инклюзивного образования отбираются педагоги, имеющие
профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную
документами об образовании, а также педагоги, прошедшие специальную курсовую
подготовку
Специалисты должны знать основы специальной психологии и коррекционной
педагогики, приемы коррекционной учебно-воспитательной работы, требующей в
обязательном порядке реализации дидактических принципов индивидуального и
дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и практического характера
обучения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».