Аннотация к рабочей программе по русскому языку для
обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» является частью
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2.), разработанной в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ОВЗ на основе Примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития. «Русский язык» является
учебным предметом обязательной предметной области «Филология» Рабочая
программа учебного предмета в 1-4 классах разработана с учётом
концептуальных подходов УМК «Школа России». Учебники «Русский язык»
УМК «Школа России»: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс;
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс в 2-х частях; Канакина
В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс в 2-х частях; Канакина В.П.,
Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс в 2-х частях.
Общей целью изучения предмета «Русский язык» является
формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма,
развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции
школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. Овладение учебным
предметом «Русский язык» представляет большую сложность для учащихся с
ЗПР.
Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового
анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного
высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных
операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления. В
соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО
обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями
определяются
общие
задачи
учебного
предмета:
формировать
фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез; формировать умения
и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма; уточнять,
расширять и активизировать словарный запас путем расширения
непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
развивать связную устную и письменную речь (формировать и
совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и
разнообразие лексики, внятности и выразительности речи); формировать
интерес к родному языку, навыки учебной работы; формировать приемы
умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом
русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за
счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе
образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации
взаимодействия с действительностью; способствовать совершенствованию
познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих
преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы
жизненной компетенции; содействовать достижению личностных,
метапредметных и предметных результатов образования.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей
работы
Изучение учебного предмета «Русский язык» вносит весомый вклад в
общую систему коррекционно-развивающей работы, направленную на
удовлетворение
специфических
образовательных
потребностей
обучающегося с ЗПР. Если обучение предмету построено с соблюдением
специальных дидактических принципов, предполагает использование
адекватных детским потребностям методов и конкретных дидактических
приемов, то у школьника пробуждается интерес к языку, желание улучшить
качество письма и чтения, совершенствуется связное (в т.ч. учебное)
высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности
осознания своих затруднений, попытки улучшения успешности обучения
русскому языку. Упражнения в чтении, списывании, письме под диктовку
способствуют развитию произвольности и становлению навыков
самоконтроля значимо для выполнения письменных работ по математике.
Умение осознанно строить устное речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации, анализировать и составлять тексты в устной форме
способствует более успешному усвоению знаний по предметам
«Литературное чтение», «Окружающий мир» -в 1 и 1 дополнительном
классах на изучение русского языка в учебном плане отводится 142 часа в
год (33 учебные недели). В соответствии с Постановлением Главного
Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об
утверждении
СанПин
2.4.2.2821-10
«Санитарноэпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте
Российской Федерации 03.03.2011 № 19993) обучение в 1-м и 1
дополнительном классах осуществляется с соблюдением следующего
требования: использование "ступенчатого" режима обучения в первом
полугодии. В связи с этим произведена корректировка учебных часов в
сторону уменьшения учебной нагрузки для обучающихся 1-х классов. -во 2
классе на изучение русского языка в учебном плане отводится 153 часа в год
(4,5 часов в неделю, 34 учебные недели). -в 3 классе на изучение русского
языка в учебном плане отводится 136 часов в год (4 часов в неделю, 34
учебные недели) -в 4 классе на изучение русского языка в учебном плане
отводится 136 часов в год (4 часов в неделю, 34 учебные недели). Итоговая
работа в рамках проведения промежуточной аттестации проводится в форме
итоговой (годовой) контрольной работы, включающей в себя также
написание диктанта.