МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Челябинской области
Миасский городской округ
МАОУ «СОШ №22»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ФАКУЛЬТАТИВА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
(1-4 класс)
г.Миасс 2025
Пояснительная записка
Программа
внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее –
ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования
(далее – ФОП НОО), требования к основной образовательной программе начального
общего образования.
Программа «Функциональная грамотность»составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность»для 1-4 классов(авторы-составители М.В.
Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные
и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором
они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные
точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а
также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление»- умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует
критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в
реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью
научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и эксперимен2
тах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Место курса в плане внеурочной деятельности МКОУ «Прогимназия»
с.п.Атажукино»: Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/33 часа в год в 1-х классах, 34 часов во 2–4-х классах.
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения
занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваиватьспособырешения проблем творческого и поисковогохарактера: работа над
проектами иисследованиями;
- использоватьразличные способы поиска, сбора, обработки,анализа и представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
3
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному,активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
4
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире;способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального,
этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.
Содержание программы
1 класс (33 часа)
№
Раздел
п/п
1 Читательская
мотность
2.
Кол-во
часов
гра1
1
1
1
1
1
Итого
Математическая
грамотность
1
7
1
1
1
1
3.
Итого
Креативное мышление
Итого
1
1
1
7
1
1
2
Содержание
В. Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка. Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
М. Пляцковский. Урок дружбы.
Русская народная сказка. Как лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
Про курочку рябу, золотые и простые
яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки делили бобовые
зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про медведя, лису и мишкин мед.
История со словом «дедушка».
Рассказы по картинкам.
5
Формы внеурочной
деятельности
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
4.
Финансовая
мотность
гра-
Итого
5.
6.
Естественнонаучная
грамотность
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
Итого
Глобальная компетентность
1
1
1
1
1
1
8
1
1
Итого
2
Итого
За покупками.
Находчивый колобок.
День рождения мухи-цокотухи.
Буратино и карманные деньги.
Кот Василий продает молоко.
Лесной банк.
Как мужик золото менял.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Как Иванушка хотел попить водицы.
Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.
Про репку и другие корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Про Снегурочку и превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.
В. Сутеев. Яблоко.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Комплексное задание «Найденыш»
Комплексное задание «Мировой океан
загрязняется»
33
Содержание программы
2 класс (34 ч)
№
Раздел
п/п
1 Читательская
мотность
2.
3.
3.
гра-
Итого
Математическая
грамотность
Итого
Креативное мышление
Итого
Финансовая грамотность
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
2
1
1
1
Содержание
Михаил Пришвин. Беличья память.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Про полевого хомяка.
Про бобров.
Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.
Формы внеурочной деятельности
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
История со словом «фотоальбом».
Рассказы по картинкам.
Беличьи деньги.
Поврежденные и фальшивые деньги.
Банковская карта.
6
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дис-
1
Итого
4.
5.
Естественнонаучная грамотность
Итого
Глобальная компетентность
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
7
1
2
Итого
34
куссиях;
Практические упражнения
Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные особенности яблока.
Про хомяка и его запасы.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
Комплексное задание «Футбол и
дружба»
Комплексное задание «Случай в
гостях»
1
Итого
Безопасность денег на банковской
карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
Содержание программы
3 класс (34 ч)
№
п/п
1
2.
Раздел
Читательская грамотность
Итого
Естественнонаучная грамотность
Итого
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
8
Содержание
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как оно
«работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
7
Формы внеурочной деятельности
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
3.
Финансовая грамотность
1
1
1
1
1
1
1
4.
Итого
Математическая
грамотность
7
1
1
1
1
1
1
1
1
5.
Итого
Глобальная компетентность
8
1
1
6.
Итого
Креативное мышление
Итого
2
1
1
2
Итого
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата.
Пенсия и социальные пособия.
Наследство, вклад выигрыш.
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.
Как сэкономить семейные деньги?
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения.
Расходы и доходы бюджета.
Планируем семейный бюджет.
Подсчитываем семейный доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные платежи.
Подсчитываем сэкономленные
деньги.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Комплексное задание «Говорим
на одном языке».
Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?»
История со словом «почта».
Рассказы по картинкам.
34
Содержание программы
4 класс (34 ч)
№
п/п
1
2.
Раздел
Читательская
грамотность
Итого
Естественнонаучная гра-
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
Содержание
Формы внеурочной деятельности
Старинная женская одежда.
Старинные женские головные уборы.
Старинная мужская одежда и головные уборы.
Жилище крестьянской семьи на Руси.
Внутреннее убранство русской избы
Предметы обихода русской избы
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше в России
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Томат.
Болгарский перец.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
8
мотность
3.
Итого
Финансовая
грамотность
4.
Итого
Математическая
грамотность
5.
Итого
Глобальная
компетентность
6.
Итого
Креативное
мышление
Итого
Итого
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
6
1
2
1
1
1
1
1
8
1
1
2
1
1
2
Картофель.
Баклажан. Семейство Паслѐновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки, бонусы.
Благотворительность.
Страхование.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Организуем экскурсию
Отправляемся в путешествие.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Комплексное задание «Экологичная
обувь».
Комплексное задание «Этичная одежда».
История со словом «спички».
Рассказы по картинкам.
34
9
Тематическое планирование – 1 класс (33 часа), 2-4 классы (34 часа)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Наименование
разделов
Читательская грамотность
Воспитательные задачи
Воспитание уважительного
отношения к вечным ценностям человека.
Привитие любви и уважения к Отечеству, его языку,
культуре. Формирование
осознания себя как члена
общества, представителя
страны.
Финансовая гра- Овладение начальными намотность
выками адаптации в мире
финансовых отношений.Формирование умения
сопоставления доходов и
расходов, простые вычисления в области семейных
финансов.
Осознание личной ответственности за свои поступки.
ЕстественноВоспитание культуры обнаучная
грамот- щения.
ность
Формирование умения
слушать и слышать собеседника, размышлять вслух,
обосновывать свою позицию высказывать свое мнение,быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности,
выполняя разные роли в
группе.
Математическая
Воспитание толерантного
грамотность
отношения к окружающим.
Умение сотрудничать со
взрослыми и сверстниками
в разных игровых и реальных ситуациях.
Итого
Количество часов
8
7
Инфоурокhttps://infourok.ru/prezenta
ciya-po-kursu-funkcionalnayagramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-dozhdevye-chervi-3klass-6188519.html
http://kmschool.ru/r1/Nachalka.asp
Учи. Ру
https://olympiads.uchi.ru/olymp
/finance/
Инфоурок
https://infourok.ru/prezentaciya
-po-kursu-funkcionalnayagramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-kalcij-3-klass6188522.html
10 (9 часов Математическая мастерская https://www.klass39.ru/res
в 1 классе)
haem-logicheskie-zadachi-1-4klass/
Учительский портал: Представлены уроки, тесты, презентации, внеклассные мероприятия, интерактивная доска, компьютерные программы
http://www.uchportal.ru/load/47
-2-2
9
Образовательная соц.сеть
nsportal https://nsportal.ru/nach
alnayashkola/matematika/2021/03/20/
metodicheskaya-kopilkakombinatornye-logicheskie-i
https://resh.edu.ru/loginfg
34 часа (2-3
классы)
33часа
(1
класс)
10
ЦОР/ЭОР
Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№
п/п
1.
В том числе
Тео- Прак
рия
тика
Читательская грамотность
В. Бианки. Лис и мышонок.
1
0,5
0,5
Тема занятия
Всего
часов
2.
Русская народная сказка. Мороз
и заяц.
1
0,5
0,5
3.
В. Сутеев. Живые грибы.
1
0,5
0,5
4.
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
1
0,5
0,5
5.
М. Пляцковский. Урок дружбы.
1
0,5
0,5
6.
Русская народная сказка. Как
лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
7.
Математическая грамотность
Про курочку рябу, золотые и
1
0,5
0,5
простые яйца.
9. Про козу, козлят и капусту.
1
0,5
0,5
10. Про петушка и жерновцы.
1
0,5
0,5
8.
11. Как петушок и курочки делили
бобовые зернышки.
1
0,5
0,5
12. Про наливные яблочки.
1
0,5
0,5
13. Про Машу и трех медведей.
1
0,5
0,5
14. Про медведя, лису и мишкин
1
0,5
0,5
11
Дата проведения
План
Фак
т
ЦОР/ЭОР
https://resh.edu.r
u/loginfg
https://infourok.
ru/biblioteka/nac
halnyeklassy/type-56
https://www.kla
ss39.ru/reshaem
-logicheskiezadachi-1-4klass/
https://infourok.
ru/biblioteka/nac
halnyeklassy/type-56
https://multiurok
.ru/allfiles/nachalniye
Klassi/?type=3
https://resh.edu.r
u/loginfg
https://www.kla
ss39.ru/reshaem
-logicheskiezadachi-1-4klass/
https://resh.edu.r
u/loginfg
https://infourok.
ru/biblioteka/nac
halnyeklassy/type-56
https://multiurok
.ru/allfiles/nachalniye
Klassi/?type=3
https://infourok.
ru/biblioteka/nac
halnyeklassy/type-56
https://resh.edu.r
u/loginfg
https://multiurok
мед.
.ru/allfiles/nachalniye
Klassi/?type=3
Креативное мышление
15. История со словом «дедушка».
1
0,5
0,5
16. Рассказы по картинкам.
0,5
17. За покупками.
1
0,5
Финансовая грамотность
1
0,5
0,5
18. Находчивый колобок.
1
0,5
0,5
19. День рождения мухи-цокотухи.
1
0,5
0,5
20. Буратино и карманные деньги.
1
0,5
0,5
21. Кот Василий продает молоко.
1
0,5
0,5
22. Лесной банк.
1
0,5
0,5
23. Как мужик золото менял.
1
0,5
0,5
Естественно-научная грамотность
24. Как Иванушка хотел попить во1
0,5
0,5
дицы.
25. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.
1
0,5
0,5
26. Про репку и другие корнеплоды.
1
0,5
0,5
27. Плывет, плывет кораблик.
1
0,5
0,5
12
https://multiurok
.ru/allfiles/nachalniye
Klassi/?type=3
https://resh.edu.r
u/loginfg
https://multiurok
.ru/allfiles/nachalniye
Klassi/?type=3
https://infourok.
ru/biblioteka/nac
halnyeklassy/type-56
https://multiurok
.ru/allfiles/nachalniye
Klassi/?type=3
https://infourok.
ru/biblioteka/nac
halnyeklassy/type-56
https://multiurok
.ru/allfiles/nachalniye
Klassi/?type=3
https://resh.edu.r
u/loginfg
https://infourok.
ru/biblioteka/nac
halnyeklassy/type-56
https://multiurok
.ru/allfiles/nachalniye
Klassi/?type=3
https://infourok.
ru/biblioteka/nac
halnyeklassy/type-56
https://multiurok
.ru/allfiles/nachalniye
Klassi/?type=3
https://infourok.
ru/biblioteka/nac
halnye-
28. Про Снегурочку и превращения
воды.
29. Как делили апельсин.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
30. Крошка енот и Тот, кто сидит в
пруду.
1
0,5
0,5
31. В. Сутеев. Яблоко.
1
0,5
0,5
klassy/type-56
https://resh.edu.r
u/loginfg
https://multiurok
.ru/allfiles/nachalniye
Klassi/?type=3
https://www.kla
ss39.ru/reshaem
-logicheskiezadachi-1-4klass/
https://multiurok
.ru/allfiles/nachalniye
Klassi/?type=3
Глобальная компетентность
32. Комплексное задание «Найде1
0,5
0,5
ныш»
33. Комплексное задание «Миро1
0,5
0,5
вой океан загрязняется»
Итого: 33
16,5
https://resh.edu.r
u/loginfg
https://infourok.
ru/biblioteka/nac
halnyeklassy/type-56
16,5
Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№
п/п
1.
2.
3.
В том числе
Тео- Пракрия
тика
Читательская грамотность
Михаил Пришвин. Беличья
1
0,5
0,5
память.
И. Соколов-Микитов. В
1
0,5
0,5
берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
1
0,5
0,5
Тема занятия
Всего
часов
1
0,5
0,5
5.
Николай Сладков. Веселая
игра.
Обыкновенные кроты.
1
0,5
0,5
6.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
1
0,5
0,5
7.
Про полевого хомяка.
1
0,5
0,5
8.
Про бобров.
1
0,5
0,5
4.
13
Дата проведения
План
Факт
ЦОР/ЭОР
https://resh.edu.ru/l
oginfg
https://www.youtu
be.com
https://multiurok.ru
/allfiles/nachalniyeKla
ssi/?type=3
https://www.youtu
be.com
https://resh.edu.ru/l
oginfg
https://multiurok.ru
/allfiles/nachalniyeKla
ssi/?type=3
https://multiurok.ru
/allfiles/nachalniyeKla
ssi/?type=3
https://www.youtu
be.com/watch?v=s
7sDEn3jYKo&t=8s
9.
Математическая грамотность
Про беличьи запасы.
1
0,5
0,5
10. Медвежье потомство.
1
0,5
0,5
11. Про зайчат и зайчиху.
1
0,5
0,5
12. Лисьи забавы.
1
0,5
0,5
13. Про крота.
1
0,5
0,5
14. Про ежа.
1
0,5
0,5
15. Про полевого хомяка.
1
0,5
0,5
16. Бобры строители.
1
0,5
0,5
Креативное мышление
17. История со словом «фото1
0,5
альбом».
0,5
18. Рассказы по картинкам
0,5
19. Беличьи деньги.
1
0,5
Финансовая грамотность
1
0,5
0,5
20. Поврежденные и фальшивые деньги.
1
0,5
0,5
21. Банковская карта.
1
0,5
0,5
22. Безопасность денег на банковской карте.
23. Про кредиты.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
24. Про вклады.
1
0,5
0,5
25. Ловушки для денег.
1
0,5
0,5
14
https://multiurok.ru
/allfiles/nachalniyeKla
ssi/?type=3
https://resh.edu.ru/l
oginfg
https://www.youtu
be.com
https://www.youtu
be.com
https://multiurok.ru
/allfiles/nachalniyeKla
ssi/?type=3
https://resh.edu.ru/l
oginfg
https://multiurok.ru
/allfiles/nachalniyeKla
ssi/?type=3
https://www.youtu
be.com
https://multiurok.ru
/allfiles/nachalniyeKla
ssi/?type=3
https://resh.edu.ru/l
oginfg
https://www.youtu
be.com
https://multiurok.ru
/allfiles/nachalniyeKla
ssi/?type=3
https://multiurok.ru
/allfiles/nachalniyeKla
ssi/?type=3
https://resh.edu.ru/l
oginfg
https://multiurok.ru
/allfiles/nachalniyeKla
ssi/?type=3
https://www.youtu
be.com
https://multiurok.ru
/all-
files/nachalniyeKla
ssi/?type=3
Естественно-научная грамотность
26. Про белочку и погоду.
1
0,5
0,5
27. Лесные сладкоежки.
1
0,5
0,5
28. Про зайчишку и овощи.
1
0,5
0,5
29. Лисьи норы.
1
0,5
0,5
30. Корень часть растения.
1
0,5
0,5
31. Занимательные особенности яблока.
32. Про хомяка и его запасы.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
https://multiurok.ru
/allfiles/nachalniyeKla
ssi/?type=3
https://resh.edu.ru/l
oginfg
https://multiurok.ru
/allfiles/nachalniyeKla
ssi/?type=3
https://www.youtu
be.com
https://multiurok.ru
/allfiles/nachalniyeKla
ssi/?type=3
https://www.youtu
be.com
https://multiurok.ru
/allfiles/nachalniyeKla
ssi/?type=3
Глобальная компетентность
33. Комплексное задание
1
0,5
0,5
«Футбол и дружба»
34. Комплексное задание
1
0,5
0,5
«Случай в гостях»
Итого: 34
17
17
https://resh.edu.ru/l
oginfg
https://www.youtu
be.com
Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№
п/п
Тема занятия
Всего
часов
В том числе
Теория
Практика
Читательская грамотность
1. Про дождевого
1
0,5
0,5
червяка.
2. Кальций.
1
0,5
0,5
3. Сколько весит
облако?
1
0,5
0,5
4. Хлеб, всему
голова.
5. Про мел.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
15
Дата
проведения
План
Факт
ЦОР/ЭОР
https://www.youtube.com/wa
tch?time_continue=10&v=i1
Ofahsq1pQ&feature=emb_lo
go
https://vk.com/video1203867
6_171010280
https://vk.com/video/@i.ishm
uratova?z=video84923713_456245029%2Fpl
_12038676_-2
https://www.youtube.com/wa
tch?v=p915IJJG_f4
https://www.youtube.com/wa
6. Про мыло.
1
0,5
0,5
7. История свечи.
1
0,5
0,5
tch?v=m0kjVnckXLg
https://multiurok.ru/allfiles/nachalniyeKlassi/?type=
3
https://www.youtube.com/wa
tch?v=aFhCHnewo2I&t=2s
Естественно-научная грамотность
8. Дождевые чер1
0,5
0,5
ви.
9. Полезный
кальций.
1
0,5
0,5
10 Про облака.
1
0,5
0,5
11 Про хлеб и
дрожжи.
1
0,5
0,5
12 Интересное
вещество мел.
13 Чем интересно
мыло и как оно
«работает»?
14 Про свечи.
1
0,5
0,5
https://www.youtube.com/wa
tch?time_continue=2&v=ZF
NNeH_D2P0&feature=emb_l
ogohttps://yandex.ru/video/pr
eview/524571429050431379
0
https://videouroki.net/video/0
9-sovremennye-dengirossii.html
https://multiurok.ru/files/sovr
emennye-dengi-rossii-idrugikhstran.htmlhttps://www.youtub
e.com/watch?v=gfp6P5izj_Y
&feature=emb_logo
https://infourok.ru/prezentaci
ya-po-kursu-funkcionalnayagramotnost-avtor-m-vburyak-na-temu-pro-hleb-idrozhzhi-3-klass6189257.html
https://resh.edu.ru/loginfg
1
0,5
0,5
https://resh.edu.ru/loginfg
1
0,5
0,5
15 Волшебный
Магнит.
1
0,5
0,5
https://multiurok.ru/allfiles/nachalniyeKlassi/?type=
3
https://multiurok.ru/allfiles/nachalniyeKlassi/?type=
3
16 Комплексное
задание «Говорим на одном
языке».
17 Комплексное
задание «Выбрасываем
продукты или
голодаем?»
18 Что такое
«бюджет»?
19 Семейный
Глобальная компетентность
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
https://resh.edu.ru/loginfg
Финансовая грамотность
1
0,5
0,5
1
0,5
https://www.youtube.com
https://www.youtube.com
0,5
https://multiurok.ru/all16
бюджет.
20 Откуда в семье
берутся деньги? Зарплата.
21 Пенсия и социальные пособия.
22 Наследство,
вклад выигрыш.
23 На что тратятся
семейные
деньги? Виды
расходов.
24 Как сэкономить семейные
деньги?
25 История со
словом «почта».
26 Рассказы по
картинкам.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
files/nachalniyeKlassi/?type=
3
https://multiurok.ru/allfiles/nachalniyeKlassi/?type=
3
https://resh.edu.ru/loginfg
1
0,5
0,5
https://www.youtube.com
1
0,5
0,5
https://multiurok.ru/allfiles/nachalniyeKlassi/?type=
3
1
0,5
0,5
https://multiurok.ru/allfiles/nachalniyeKlassi/?type=
3
Креативное мышление
1
0,5
0,5
1
0,5
https://resh.edu.ru/loginfg
0,5
https://www.youtube.com
Математическая грамотность
27 Расходы и до1
0,5
0,5
ходы бюджета.
28 Планируем семейный бюджет.
29 Подсчитываем
семейный доход.
30 Пенсии и пособия.
31 Подсчитываем
случайные (нерегулярные)
доходы.
32 Подсчитываем
расходы.
33 Расходы на
обязательные
платежи.
34 Подсчитываем
сэкономленные
деньги.
Итого:
34
https://multiurok.ru/allfiles/nachalniyeKlassi/?type=
3
https://resh.edu.ru/loginfg
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
https://multiurok.ru/allfiles/nachalniyeKlassi/?type=
3
https://www.youtube.com
1
0,5
0,5
https://resh.edu.ru/loginfg
1
0,5
0,5
https://www.youtube.com
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
https://multiurok.ru/allfiles/nachalniyeKlassi/?type=
3
https://resh.edu.ru/loginfg
17
17
17
Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
В том числе
ТеоПракрия
тика
Читательская грамотность
Старинная жен1
0,5
0,5
ская одежда.
Старинные жен1
0,5
0,5
ские головные
уборы.
Старинная муж1
0,5
0,5
ская одежда и головные уборы.
1
0,5
0,5
Жилище крестьянской семьи на
Руси.
Внутреннее уб1
0,5
0,5
ранство русской
избы.
1
0,5
0,5
Предметы обихода русской избы.
Тема занятия
Всего
часов
7.
История посуды
на Руси.
8.
Какие деньги бы1
0,5
0,5
ли раньше в России
Естественно-научная грамотность
Томат.
1
0,5
0,5
9.
1
0,5
0,5
10. Болгарский перец.
1
0,5
0,5
11. Картофель.
1
0,5
0,5
12. Баклажан. Семейство Паслѐновые.
1
0,5
0,5
13. Лук.
1
0,5
0,5
14. Капуста.
1
0,5
0,5
18
Дата проведения
План
Факт
ЦОР/ЭОР
https://resh.edu.ru/login
fg
infopedia.su›12x4ff3.ht
ml
mosmetod.ru›files/ruslit
multiurok.ru›files…formirov
aniia-smyslovogo…
https://resh.edu.ru/login
fg
https://solncesvet.ru/op
ublikovannyiematerialyi/rabota-stekstom-kak-sistochnikom-info/
https://eduportal44.ru/c
huhloma/vig/internet
https://nsportal.ru/user/
1267042/page/proforien
tatsionnye
https://nsportal.ru/nacha
lnayashkola/raznoe/2016/01/
17/rubezhnyy-kontrol4-klass-shkola-rossii
https://topuch.com/zany
atie-primenenie-chiseli-dejstvij-nad-nimischet-idesyati/index.html
https://resh.edu.ru/login
fg
https://multiurok.ru/ind
ex.php/files/resheniezadach-s-kontsa.html
http://mmmf.msu.ru/cir
cles/z4_Podgaits/19.ht
ml
http://mmmf.msu.ru/cir
cles/z4_Podgaits/19.ht
ml
15. Горох.
1
0,5
0,5
16. Грибы.
1
0,5
0,5
https://topuch.com/zany
atie-primenenie-chiseli-dejstvij-nad-nimischet-idesyati/index.html
https://multiurok.ru/blo
g/formirovaniiekombinatornogho-ivieroiatnostnoghomyshlieniia-uuchashchikhsia-5-9klassov-na-urokakhmatiematiki.html
Глобальная компетентность
17. Комплексное за1
0,5
0,5
дание «Экологичная обувь».
18. Комплексное за1
0,5
0,5
дание «Этичная
одежда».
Финансовая грамотность
19. Потребительская
1
0,5
0,5
корзина.
20. Прожиточный
минимум.
1
0,5
0,5
21. Инфляция.
1
0,5
0,5
22. Распродажи,
скидки, бонусы.
1
0,5
0,5
23. Благотворительность.
24. Страхование.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
25. В бассейне.
Математическая грамотность
1
0,5
0,5
26. Делаем ремонт.
1
0,5
0,5
27. Делаем ремонт.
1
0,5
0,5
28. Праздничный
торт.
29. Обустраиваем
участок.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
19
https://resh.edu.ru/login
fg
https://nsportal.ru/user/
1267042/page/pro
https://multiurok.ru/file
s/proektmetodicheskaiahttps://multiurok.ru/file
s/razrabotkavneurochnogohttps://www.maam.ru/d
etskijsad/konspektzanjatija-pohttps://multiurok.ru/file
s/proektmetodicheskaiahttps://nsportal.ru/user/
1267042/page/pro
https://www.insales.ru/
blogs/university/pravila
-delovogo-etiketa
https://www.maam.ru/d
etskijsad/konspektzanjatija-pohttps://multiurok.ru/file
s/proektmetodicheskaiahttps://nsportal.ru/user/
1267042/page/pro
https://resh.edu.ru/login
fg
https://interneturok.ru/l
esson/ chast-1-sposobypredstavleniyainformatsii/
30. Поход в кино.
1
0,5
0,5
31. Организуем экскурсию
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
32. Отправляемся
путешествие.
в
https://nsportal.ru/user/
1267042/page/pro
https://multiurok.ru/ind
ex.php/files/resheniezadach-s-kontsa.html
http://mmmf.msu.ru/cir
cles/z4_Podgaits/19.ht
ml
Креативное мышление
33. История со сло1
0,5
0,5
вом «спички».
34. Рассказы по кар1
0,5
0,5
тинкам.
Итого: 34
17
17
https://resh.edu.ru/login
fg
https://resh.edu.ru/login
fg
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
2. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
4. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
5. Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных ресурсов:
https://fg http://skiv.ins
http://skiv.instrao.ru
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn
http://skiv.instrao
https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/
https://mirn.yartel.ru/rabochie_programmy_1_4/ЭП/Функциональная%20грамотность%2024%20класс%20ЭП.pdf
https://sckola-prokina.edupenza.ru/Рабочая%20программа%20курса%20внеурочной%20деятельности%20Функцион
альная%20грамотность%201-4%20классы.pdf
20