Анотация Основы безопасности и защиты Родины (10-11 класс) 2024

Основы безопасности и защиты Родины (10-11 классы) в редакции 2024г.
Программа ОБЗР разработана на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования, представленных во ФГОС
СОО, федеральной рабочей программы воспитания, и предусматривает непосредственное
применение при реализации ООП СОО. Программа ОБЗР позволит учителю построить
освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов опасности от
опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с
окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и
формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности.
Программа ОБЗР в методическом плане обеспечивает реализацию практикоориентированного подхода в преподавании ОБЗР, системность и непрерывность
приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в области
безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования;
помогает педагогу продолжить освоение содержания материала в логике
последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация, чрезвычайная
ситуация и разумного построения модели индивидуального и группового безопасного
поведения в повседневной жизни с учетом актуальных вызовов и угроз в природной,
техногенной, социальной и информационной сферах. Программа ОБЗР обеспечивает:
формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения
безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни; достижение
выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности,
соответствующего интересам обучающихся и потребностям общества в формировании
полноценной личности безопасного типа; взаимосвязь личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета ОБЗР на уровнях основного общего
и среднего общего образования; подготовку выпускников к решению актуальных
практических задач безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.
Федеральная рабочая программа | Основы безопасности и защиты Родины. 10–11
классы4В программе по ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно
представлено одиннадцатью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими
системность и непрерывность изучения предмета на уровнях основного общего и среднего
общего образования: модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства»; модуль № 2 «Основы военной подготовки»; модуль № 3 «Культура
безопасности жизнедеятельности в современном обществе»; модуль № 4 «Безопасность в
быту»; модуль № 5 «Безопасность на транспорте»; модуль № 6 «Безопасность в
общественных местах»; модуль № 7 «Безопасность в природной среде»; модуль № 8
«Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»; модуль № 9 «Безопасность в
социуме»; модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»; модуль № 11
«Основы противодействия экстремизму и терроризму». В целях обеспечения
преемственности в изучении учебного предмета ОБЗР на уровне среднего общего
образования программа ОБЗР предполагает внедрение универсальной структурнологической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме
безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность, по возможности ее избегать, при
необходимости безопасно действовать». Программа ОБЗР предусматривает внедрение
практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с
возможностью применения тренажерных систем и виртуальных моделей. При этом
использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях должно быть
разумным: компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны
полностью заменить педагога и практические действия обучающихся. В современных
условиях с обострением существующих и появлением новых глобальных и региональных
вызовов и угроз безопасности России (резкий рост военной напряженности на

приграничных территориях; продолжающееся распространение идей экстремизма и
терроризма; существенное ухудшение медико-биологических условий
жизнедеятельности; нарушение экологического равновесия и другие) возрастает
приоритет вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также
для общества и государства. При этом центральной проблемой безопасности
жизнедеятельности остается сохранение жизни и здоровья каждого человека. В данных
обстоятельствах огромное значение приобретает качественное образование
подрастающего поколения россиян, направленное на воспитание личности безопасного
типа, формирование гражданской идентичности, овладение знаниями, умениями,
навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни.
Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения образовательного
процесса по ОБЗР определяется системообразующими документами в области
безопасности: Стратегией национальной безопасности Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400,
Национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года,
утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474,
государственной программой Российской Федерации «Развитие образования»,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017
г. № 1642.ОБЗР является открытой обучающей системой, имеет свои дидактические
компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через
приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных
навыков и умений, формирование компетенций в области безопасности, поддержанных
согласованным изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета
ОБЗР является общая теория безопасности, которая имеет междисциплинарный характер,
основываясь на изучении проблем безопасности в общественных, гуманитарных,
технических и естественных науках. Это позволяет формировать целостное видение всего
комплекса проблем безопасности (от индивидуальных до глобальных), что позволит
обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и
государства, а также актуализировать для выпускников построение модели
индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни. Подходы к
изучению ОБЗР учитывают современные вызовы и угрозы. ОБЗР входит в предметную
область «Основы безопасности и защиты Родины», является обязательным для изучения
на уровне среднего общего образования. Изучение ОБЗР направлено на формирование
ценностей, освоение знаний и умений, обеспечивающих готовность к выполнению
конституционного долга по защите Отечества и достижение базового уровня культуры
безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у выпускников умений
распознавать угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций, избегать их,
самостоятельно принимать обоснованные решение в экстремальных условиях, грамотно
вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует
воспитанию личности безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих
обеспечивать благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества и
государства. Целью изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования является
овладение основами военной подготовки и формирование у обучающихся базового
уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными
потребностями личности, общества и государства, что предполагает: способность
применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной жизни на основе
понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и механизмов
возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к
применению необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных
ситуаций; сформированность ценностей, овладение знаниями и умениями, которые
обеспечивают готовность к военной службе, исполнению долга по защите Отечества;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости

личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого
развития личности, общества и государства; знание и понимание роли личности, общества
и государства в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Всего на
изучение ОБЗР на уровне среднего общего образования рекомендуется отводить 68 часов
в 10–11 классах. При этом порядок освоения программы определяется образовательной
организацией, которая вправе самостоятельно определять последовательность
тематических линий ОБЗР и количество часов для их освоения. Конкретное наполнение
модулей может быть скорректировано и конкретизировано с учетом региональных
особенностей


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».