АННОТАЦИЯ
Наименование
программы
Количество
часов
Цели и
задачи
Рабочая программа учебного предмета «Литература»
В 10–11 классах среднего общего образования на базовом уровне в
учебном плане отводится 204 часа: в 10 классе - 102 часа (3 часа в
неделю), в 11 классе - 102 часа (3 часа в неделю).
Цели изучения предмета «Литература» в средней школе состоят:
в сформированности чувства причастности к отечественным
культурным традициям, лежащим в основе исторической
преемственности поколений, и уважительного отношения к другим
культурам;
в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе
высоких этических идеалов;
в осознании ценностного отношения к литературе как
неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между языковым,
литературным,
интеллектуальным,
духовно-нравственным
развитием личности.
Реализация этих целей связана с развитием читательских
качеств и устойчивого интереса к чтению как средству приобщения
к российскому литературному наследию и сокровищам
отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании
содержания произведений, осмыслении поставленных в литературе
проблем, понимании коммуникативно-эстетических возможностей
языка художественных текстов и способствует совершенствованию
устной и письменной речи обучающихся на примере лучших
литературных образцов. Достижение указанных целей возможно
при комплексном решении учебных и воспитательных задач,
стоящих перед старшей школой и сформулированных в ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к
отечественным
традициям
и
осознанием
исторической
преемственности поколений, включением в языковое пространство
русской культуры, воспитанием ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части культуры, состоят в
приобщении старшеклассников к лучшим образцам русской и
зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века,
воспитании уважения к отечественной классической литературе как
социокультурному и эстетическому феномену, освоении в ходе
изучения литературы духовного опыта человечества, этиконравственных,
философско-мировоззренческих,
социальнобытовых, культурных традиций и ценностей.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к
чтению как средству познания отечественной и других культур,
уважительного отношения к ним, приобщением к российскому
литературному наследию и через него – к традиционным ценностям
и сокровищам отечественной и мировой культуры, ориентированы
на воспитание и развитие потребности в чтении художественных
произведений, знание содержания и осмысление ключевых проблем
произведений русской, мировой классической и современной
литературы, в том числе литератур народов России, а также на
формирование потребности в досуговом чтении и умение составлять
программы собственной читательской деятельности, участвовать во
внеурочных мероприятиях, содействующих повышению интереса к
литературе, чтению, образованию, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и
овладением современными читательскими практиками, культурой
восприятия и понимания литературных текстов, самостоятельного
истолкования прочитанного, направлены на развитие умений анализа
и интерпретации литературного произведения как художественного
целого с учётом историко-литературной обусловленности,
культурного контекста и связей с современностью с использованием
теоретико-литературных знаний и представления об историколитературном процессе. Кроме того, эти задачи связаны с развитием
представления о специфике литературы как вида искусства и
умением сопоставлять произведения русской и мировой литературы
и сравнивать их с художественными интерпретациями в других
видах искусств, с выявлением взаимообусловленности элементов
формы и содержания литературного произведения, а также образов,
тем, идей, проблем, способствующих осмыслению художественной
картины жизни, созданной автором в литературном произведении, и
авторской позиции.
Задачи,
связанные
с
осознанием
обучающимися
коммуникативно-эстетических возможностей языка и реализацией
их в учебной деятельности и в дальнейшей жизни, направлены на
расширение представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка в литературных текстах, овладение
разными способами информационной переработки текстов с
использованием важнейших литературных ресурсов, в том числе в
сети Интернет.