Аннотация к рабочей программе по литературному чтению для
обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» является частью
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.),
разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ и на основе Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития. «Литературное чтение»
является учебным предметом обязательной предметной области «Филология». Рабочая
программа учебного предмета в 1-4 классах разработана с учётом концептуальных
подходов УМК «Школа России». Учебники «Литературное чтение» УМК «Школа
России»: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс в 2-х
частях; Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1
класс в 2-х частях; Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное
чтение. 2 класс в 2-х частях; Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Литературное чтение. 3 класс в 2-х частях; Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова
М.В. и др. Литературное чтение. 4 класс в 2-х частях Общей целью изучения предмета
«Литературное чтение» является формирование у обучающихся навыков чтения и
понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие
вкуса к чтению. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет
сложность для учащихся с (ЗПР). Это связано с недостатками фонематического
восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями
порождения
связного
высказывания,
несовершенством
навыков
чтения,
несформированностью основных мыслительных операций.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО
обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие
задачи учебного предмета: формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и
синтез; формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения
(сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации
непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении; формировать
умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном,
образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоциональноволевой сферы детей; развивать нравственные и эстетические представления и чувства,
художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать
отклонения личностного развития ребенка; преодолевать недостатки в развитии речи
обучающихся, формировать речевые умения и навыки; развивать и расширять
представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать
мыслительную деятельность и познавательную активность; прививать интерес к книге, к
самостоятельному чтению; формировать приемы умственной деятельности,
необходимые для овладения навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой
коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР
недостатков сферы жизненной компетенции; содействовать достижению личностных,
метапредметных и предметных результатов образования Значение предмета в общей
системе коррекционно-развивающей работы Изучение учебного предмета «Литературное
чтение» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы,
направленную на удовлетворение специфических образовательных потребностей
обучающегося с ЗПР.
Изучение учебного предмета «Литературное чтение» непосредственно связано с
освоением других учебных предметов предметной области «Филология» (предмет
«Русский язык»). Его реализация способствует преодолению затруднений в усвоении
учебных предметов, относящихся к другим предметным областям, т.к. развитие умения
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах помогает усвоению программного
материала. В процессе слушания и чтения происходит знакомство с новыми словами,
значение которых объясняется и закрепляется в процессе неоднократного повторения.
Расширение и уточнение словарного запаса способствует лучшему пониманию условий
математических задач, повышает качество ответов на уроках «Окружающий мир». Кроме
того изучение предмета «Литературное чтение» способствует коррекции мыслительной
деятельности. При изучении художественных произведений у младших школьников с ЗПР
совершенствуются базовые мыслительные операции. Развитие речи на уроках
литературного чтения является базой для преодоления алекситимии (неумения говорить о
своих эмоциях и чувствах), типичной для младшего школьника с ЗПР. -в 1 классе и 1
дополнительном классах на изучение литературного чтения в учебном плане отводится
116 часов в год (33 учебные недели). В соответствии с Постановлением Главного
Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин
2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в
Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993) обучение в 1-м и 1-м
дополнительном классах осуществляется с соблюдением следующего требования:
использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии. В связи с этим
произведена корректировка учебных часов в сторону уменьшения учебной нагрузки для
обучающихся 1-х классов. -во 2 классах на изучение литературного чтения в учебном
плане отводится 119 часов в год (3,5 часа в неделю, 34 учебные недели). -в 3 классах на
изучение литературного чтения в учебном плане отводится 136 часов в год (4 часа в
неделю, 34 учебные недели). -в 4 классах на изучение литературного чтения в учебном
плане отводится 102 часа в год (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
Итоговая работа в рамках проведения промежуточной аттестации проводится в
форме итоговой (годовой) комплексной контрольной работы на основе текста.