2. Аннотация Литературное чтение АРП ЗПР_ вариант 7.2_2025

Аннотация к рабочей программе по литературному чтению для
обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» является частью
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.),
разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ и на основе Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития. «Литературное чтение»
является учебным предметом обязательной предметной области «Филология». Рабочая
программа учебного предмета в 1-4 классах разработана с учётом концептуальных
подходов УМК «Школа России». Учебники «Литературное чтение» УМК «Школа
России»: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс в 2-х
частях; Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1
класс в 2-х частях; Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное
чтение. 2 класс в 2-х частях; Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Литературное чтение. 3 класс в 2-х частях; Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова
М.В. и др. Литературное чтение. 4 класс в 2-х частях Общей целью изучения предмета
«Литературное чтение» является формирование у обучающихся навыков чтения и
понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие
вкуса к чтению. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет
сложность для учащихся с (ЗПР). Это связано с недостатками фонематического
восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями
порождения
связного
высказывания,
несовершенством
навыков
чтения,
несформированностью основных мыслительных операций.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО
обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие
задачи учебного предмета:  формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и
синтез;  формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения
(сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя); 
уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации
непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;  формировать
умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном,
образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоциональноволевой сферы детей;  развивать нравственные и эстетические представления и чувства,
художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать
отклонения личностного развития ребенка;  преодолевать недостатки в развитии речи
обучающихся, формировать речевые умения и навыки;  развивать и расширять
представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать
мыслительную деятельность и познавательную активность;  прививать интерес к книге, к
самостоятельному чтению;  формировать приемы умственной деятельности,
необходимые для овладения навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения); 
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой
коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР
недостатков сферы жизненной компетенции; содействовать достижению личностных,

метапредметных и предметных результатов образования Значение предмета в общей
системе коррекционно-развивающей работы Изучение учебного предмета «Литературное
чтение» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы,
направленную на удовлетворение специфических образовательных потребностей
обучающегося с ЗПР.
Изучение учебного предмета «Литературное чтение» непосредственно связано с
освоением других учебных предметов предметной области «Филология» (предмет
«Русский язык»). Его реализация способствует преодолению затруднений в усвоении
учебных предметов, относящихся к другим предметным областям, т.к. развитие умения
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах помогает усвоению программного
материала. В процессе слушания и чтения происходит знакомство с новыми словами,
значение которых объясняется и закрепляется в процессе неоднократного повторения.
Расширение и уточнение словарного запаса способствует лучшему пониманию условий
математических задач, повышает качество ответов на уроках «Окружающий мир». Кроме
того изучение предмета «Литературное чтение» способствует коррекции мыслительной
деятельности. При изучении художественных произведений у младших школьников с ЗПР
совершенствуются базовые мыслительные операции. Развитие речи на уроках
литературного чтения является базой для преодоления алекситимии (неумения говорить о
своих эмоциях и чувствах), типичной для младшего школьника с ЗПР. -в 1 классе и 1
дополнительном классах на изучение литературного чтения в учебном плане отводится
116 часов в год (33 учебные недели). В соответствии с Постановлением Главного
Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин
2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в
Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993) обучение в 1-м и 1-м
дополнительном классах осуществляется с соблюдением следующего требования:
использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии. В связи с этим
произведена корректировка учебных часов в сторону уменьшения учебной нагрузки для
обучающихся 1-х классов. -во 2 классах на изучение литературного чтения в учебном
плане отводится 119 часов в год (3,5 часа в неделю, 34 учебные недели). -в 3 классах на
изучение литературного чтения в учебном плане отводится 136 часов в год (4 часа в
неделю, 34 учебные недели). -в 4 классах на изучение литературного чтения в учебном
плане отводится 102 часа в год (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
Итоговая работа в рамках проведения промежуточной аттестации проводится в
форме итоговой (годовой) комплексной контрольной работы на основе текста.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».