Аннотация к рабочим программам по литературному чтению
1 - 4 классы
Рабочие программы учебного предмета «Литературное чтение» составлены на основе
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. Планируемых результатов начального образования и авторской
программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина и др.
Курс «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) отличается широким
жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием
учебного материала и способов его систематизации ведущей задачей четвёртого года
обучения – формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств и
направлена на достижение следующих целей:
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников;
– совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать
с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование
читательского кругозора и прибретение опыта самостоятельной читательской
деятельности;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического
отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности,
умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
– обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы;
– воспитание эстетического отношения к искусству слова;
– формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром
художественной литературы;
– обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о
добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств,
уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое
значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих
основных задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к
чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного
читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения
разных видов литературы),который во многом определяет успешность обучения младшего
школьника по другим предметам, то есть, в результате освоения предметного содержания
литературного чтения, учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать
тексты.
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Решение этой задачи,
способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умению
работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для
расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники
участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и
личного
опыта),
сопоставляюти
описывают различные объекты и
процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника,
находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в
художественной литературе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника;
понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния
на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое
значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник
осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим
миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев,
событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий
произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как
предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования
потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает
нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
5.Формирование умения воссоздавать художественные образы
литературного произведения, выразительные средства, создающие
художественный образ, развитие образного мышления учащихся.
Содержание
учебного
предмета
направлено
на
формирование
общеучебны
х навыков чтения и умений работать с текстом, и способствует общему развитию ребенка,
его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Систематический курс литературного чтения представлен в программе
следующими содержательными линиями:
- круг детского чтения
- виды речевой и читательской деятельности
- опыт творческой деятельности
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач
начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней
школе.
Для реализации программного материала используются учебники:
1. Горецкий В.Г.Азбука. Учебник. 1класс. В2ч.
2 . Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий.Литературноечтение.Учебник.1класс.В2ч.
3.Л.Ф.Климанова В.Г.Горецкий. Литературное чтение. Учебник. 2класс.В2ч.
4.Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий.
Литературное
чтение.
Учебник.
3класс.В2ч.
5.Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий.Литературное чтение .Учебник. 4класс. В2ч.
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 506 часов. В 1 классе на изучение
литературного чтения отводится 132 часа (по 4 часа 33 учебные недели). Во 2-3 классах
по136 часов (по 4 часа 34 учебные недели в каждом классе). В 4 класс отводится 102 часа
( 3ч в неделю, 34 учебные недели)
Формы контроля: диагностическая работа, устный и фронтальный опрос,
тестовые задания, проверочная работа, проверка техники чтения, презентация
проектов.
Рабочие учебные программы включают в
себя: 1.Титульный лист
2. «Планируемые результаты освоения учебного
предмета» 5. «Содержание учебного предмета, курса».
6. «Тематическое планирование (или поурочно-тематическое) планирование».
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования «Планируемые результаты освоения учебного
предмета»дается характеристика личностных, метапредметных и предметных
планируемых результатов.
Содержание учебного предмета, курса выстраивается на основе содержания
примерной основной образовательной программы по учебному предмету.
Учитель самостоятельно:
– раскрывает
содержание
разделов,
тем,
обозначенных
в
федеральных
государственных образовательных стандартах, опираясь на примерные программы;
–
определяет
последовательность
изучения
учебного
материала,
устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи.
В тематическом (или поурочно-тематическое) планировании отражается:
- количество часов, отведенное на изучение предмета, тем (разделов);
- темы уроков с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;
- проведение практических (при их наличии).